Указ президента за номером 660 о передаче акций Омского аэропорта из федеральной в областную собственность подписан 11 июня 2009 года. Многие считают, что точка в споре «быть или не быть» аэропорту Фёдоровка поставлена. Что думает об этом один из немногих, кто пытался противостоять этому решению — Сергей Круглов — генеральный директор ОАО «Омский аэропорт».
— Сергей Федорович, Вы все ещё директор?
— Сместить меня с должности сможет только новое собрание акционеров. Смещать, правда, не придется, я не намерен разрушать то предприятие, которое выстраивал годами вместе со всем коллективом. Я уйду сразу, как только процесс передачи будет закончен. Правда, прошло уже почти две недели, а пока никто из областного руководства ещё не объявился, хотя бы по телефону. А между тем, на передачу дел отведено всего полгода, это не так уж много, если знать всю процедуру. Похоже, предполагаемые новые собственники ещё не вполне понимают, что же делать с тем, что получили.
— Вы морально были готовы к такому развитию событий?
— В принципе был готов, зная, к сожалению, нашу российскую действительность, разговаривая в Москве неоднократно по этому поводу в разных ведомствах. Все сходились во мнении, что «продавить» этот указ можно. Несмотря на то, что это абсолютно экономически необъяснимо, но, тем не менее, технически это возможно. Что мы и видим. Причем и первый указ предыдущего нашего президента Путина о снятии статуса стратегического в русле этого же самого плана был подписан и также не имел под собой оснований. При подготовке этого указа были прописаны, мягко говоря, не соответствующие действительности вещи, например то, что Федоровка построена на 60% , ну и тому подобное…
Надежда, конечно, была, что здравый смысл все-таки восторжествует. Мы надеялись, что здесь, на месте, все-таки поймут абсурдность самой идеи. Но, тем не менее, указ есть. Это данность, с которой приходится считаться.
— И что теперь? Как дальше будут развиваться события?
— С очень большой степенью вероятности могу сказать, что указ вряд ли будет отменён. Президент, он же не начальник ЖЭКа, он не может десять раз менять свои решения, хотя в России и не такое бывает. Что нас ждёт теперь? Я имею в виду, конечно, не нас, сотрудников аэропорта, а омичей. Возьмём экономику. Суть пакета документов, которые предваряли подписание, в двух словах такова: отдайте нам аэропорт, раз у вас нет денег его построить. У нас есть инвестор, у нас есть областной бюджет, у нас есть желание — и мы его построим сами. Этот лейтмотив был на протяжении многих лет, причём цифры затрат назывались всё время разные: сначала четыре миллиарда рублей, потом пять, теперь вот семь. Все цифры смешные. Для справки. В Магадане реконструкция действующей вполне рабочей ВПП оценена более чем в 6 млрд рублей. Только взлётной полосы. А здесь 7 млрд на запуск всего комплекса. Даже не смешно.
— Если быть точным, то в указе прописана цифра привлечённых инвестиций 7 476, 75 млн рублей.
— В нашем вопросе разницы практически никакой. Читаю тут в областной прессе комментарий некоего эксперта, который соглашается с тем, что да, семь миллиардов — это немного, но если подходить по-хозяйски и сделать терминал совсем небольшой, то этого хватит. Иными словами, есть внутренние резервы для экономии, — говорит умная голова. Что такое терминал? Это один, подчеркиваю, один из десятка составляющих всего комплекса аэропорта, причем не самый большой и не самый дорогостоящий объект. Как на нем можно сэкономить столько, чтоб на все остальное хватило – ума не приложу. Это все равно, что хозяйка, которая суп собирается готовить, морковку поменьше купит, а на оставшиеся от морковки деньги пойдёт за мясом. Если на основании мнения таких вот экспертов и готовились документы, то мы имеем то, что имеем.
-Чем это грозит?
— Во-первых, это медвежья услуга преемнику губернатора, который рано или поздно все равно займёт это кресло и схватится за голову. Берём самый разумный вариант событий — здравый смысл пробьётся сквозь «экспертов» и никто не начнёт строить новый аэропорт. Область получит в собственность действующее предприятие, причем, не самое плохое, и начнёт сама им управлять. Мы платим в виде дивидендов несколько десятков миллионов рублей собственнику — федералам, теперь эти деньги пойдут новому собственнику вдобавок к тем почти двумстам миллионам рублей налогов, которые предприятие платит в областной бюджет. Это не самый плохой вариант, правда, область в этом случае потеряет 3,3 млрд рублей, которые были запланированы в федеральном бюджете на развитие аэропорта Омск-Центральный в этом году. Ведь согласно подписанному указу, новый собственник, Омская область, совместно с инвестором сформирует акционерное общество, которому будет передано абсолютное большинство акций, более 70 %. Аэропорт, таким образом, становится частным. И теперь федералы скажут: «Собственник аэропорта кто? Сидоров? А при чем здесь тогда федеральный бюджет?» Так что с этими деньгами придётся попрощаться. Даже в том случае, если аэропорт останется в областной собственности, все затраты на реконструкцию, модернизацию и т.д. лягут теперь на плечи местных налогоплательщиков, на местный бюджет, который на сегодняшний день дотационный. Но это, повторяю, не самый худший вариант.
Самый худший — если нам скажут, что нашелся инвестор. С ними пока что тоже смешная история.
Внутренних инвесторов в области стопроцентно нет. Теперь рассмотрим инвесторов со стороны. Приезжают к нам чехи. Читаю в прессе – состоялась встреча на уровне министров, один из вопросов: строительство метро и аэропорта. Чехи согласились. Правда, компания абсолютно другого профиля, насколько мне известно, ну да ладно. Буквально через месяц снова читаю — приехали немцы. И снова состоялись переговоры в правительстве Омской области о строительстве Федоровки.
Хохтиф — это уже профильная компания, они действительно строят аэропорты, но при этом не занимаются девелоперской деятельностью. Они стоят аэропорты за деньги, а не по бартеру за землю под действующим аэропортом, которую еще нужно реализовать. Немцы сказали, что продавать земли не их бизнес, немцев попросили ещё раз подумать. Думают, видимо, до сих пор. Такая вежливая форма отказа.
— Давайте будем оптимистами. Предположим, инвестор найден. Почему же это худший вариант?
— Для начала нужно понимать, что Федоровка сегодня готова не на 60 %, как сказано в документах к указу, а на «-30» %. Там сегодня болото. По ряду объективных причин – отсутствие дренажей, отсутствие сбросного коллектора. Там забетонированы были огромные площади – полоса почти 3 км, перрон, рулежки, внутрипортовые дороги и т.д. И всему этому уж 30 лет. Воде, снегу уходить просто некуда. И вот теперь там вдоль ВВП, на всех свободных от бетона местах камыш растёт и берёза корявая без листьев. Как на нормальном болоте. И не надо быть большим специалистом, чтобы понимать — чтобы начать строительство, нужно сначала болото это осушить, а потом снести все, что построено. Потому что это все не один десяток лет стоит без консервации и ни один инженер под этими объектами не подпишется. Техническое состояние таково, что один выход – загнать туда бульдозер. Теперь вопрос – а смысл где? Зачем тратить миллиарды рублей, чтобы только подготовить площадку? Не проще ли на новом месте аэропорт построить, раз так уж хочется? И без взлёта над нефтезаводом? Но нет, мы будем строить Фёдоровку! И вот здесь может случиться так, что как раз этих семи миллиардов только и хватит, чтобы снести все, что там есть. И доблестный инвестор, выполнив всю эту работу, на законном основании скажет: «Ваши семь миллиардов я отработал, теперь земля под аэропортом Омск-Центральный моя. Попрошу на выход, господа!» Вот после этого будет, как говориться, уже без вариантов. Хуже уже некуда. Все на электричку и — в Новосибирск!
— А сколько, по-вашему, нужно инвестировать денег, чтобы все-таки построить аэропорт, а не только снести старое?
— Аэропорт аэропорту рознь. Это как стоимость квартир – в разных городах она разная. Но кое-какие прикидки сделать можно. Например, проект нового аэропорта в Иркутске это порядка 42 миллиардов рублей. Можно, наверное, построить и поскромнее. Сэкономить 7-8 миллиардов, это максимум. Все равно получается тридцать пять. А если не экономить, а строить по уму, как положено, да ещё и приплюсовать затраты на борьбу с болотом, то получится под пятьдесят. А у нас всего семь. Как там у Высоцкого: «Где деньги, Зин?» Смотрим дальше экономику. Допустим, нашли мы инвестора с 40 миллиардами. Инвестор ведь что просчитывает в первую очередь – сроки окупаемости и прибыль. Так? Так вот эти 40 миллиардов затрат на строительство в дальнейшем выливаются в налог на имущество без малого миллиард. 880 миллионов рублей. Ежегодно. Сейчас мы платим около 4 миллионов. Сравнивайте сами. Где взять эти деньги? Реально их заработать? Загрузка нынешнего аэропорта 20 %. Мы идем туда, где загрузка будет максимум 10%. О какой прибыли может идти речь? Зачем строить заведомо убыточное предприятие? Мне говорят, что новый аэропорт, если он будет в областной собственности, то его можно будет освободить от налогов. Своя рука, конечно, владыка. Но как тогда областные власти собираются ходить по министерствам федеральным и просить дотаций в бюджет? Что им ответят, догадываетесь?
— Возможно, инвестор все просчитает и придет к выводу, что эти немалые затраты окупятся будущими перевозками, ну, например, грузов? Это ведь существенная статья доходов во всем мире?
— Да, во всем мире пассажиропоток составляет 70% всех авиаперевозок. А 30 % — это перевозка грузов. И это, действительно, доходно. У нас в России грузы сегодня составляют только 2% перевозок. Но вот весь вопрос в том, что мы будем возить из Омской области? Кормиловскую картошку? Тарский лес? Не производится у нас в области таких товаров, чтобы их не накладно было возить самолетами. Ну, нету их сегодня. И все тут. Мы отправляем сегодня грузов 3 тысячи тонн в год. Это один железнодорожный состав, а свободного тоннажа у нас еще остается почти 50 тысяч. Если был бы в Омске груз, авиакомпании с превеликой радостью его бы брали. Но брать сегодня в Омске нечего. Потому что нет в Омске проектов, которые приносили бы прибыль, зато у нас полно «прожектов», за которыми стоят убытки. Сколько их уж было — Вольво, Москвич, Ан-3, метро и теперь вот по новому кругу пошла Фёдоровка.
— Ну почему мы говорим только о сегодняшнем дне? Давайте смотреть в завтра. Давайте развиваться, говорят сторонники Фёдоровки. Иначе скоро мы окажемся далеко позади соседей. Того же Новосибирска, Екатеринбурга. Посмотрите, какие там аэропорты? Чем это не аргумент? Негоже городу-миллионнику иметь аэропорт, как тот, что мы имеем сегодня.
— С появлением Федоровки, к сожалению, не произойдёт значительной переброски пассажиропотоков и грузопотоков из того же Новосибирска в Омск. Ведь та маршрутная сеть, которую мы имеем сегодня, в основных чертах сложилась полвека тому назад, в середине 50-х. Если есть, например, рейс Новосибирск — Южно-Сахалинск, то под этот рейс подверстаны очень сложные стыковки ещё нескольких мелких рейсов и т.д. И с переносом всего одного рейса в одночасье нарушается вся логистическая система. Опять же давайте посмотрим соотношение перевозок между Омском и Новосибирском, вот как было оно 1 к 3,5 в 1991 году, так оно сохраняется и сейчас. Вне зависимости от того, какой у кого аэропорт. Теоретически попробовать изменить это соотношение, наверное, можно, но практически вряд ли. Сложившаяся маршрутная сеть — это настолько прочная система, которую не смогли переломить даже американцы. Они в 1993 году построили новейший аэропорт в Денвере, потратили на это 5,6 млрд долларов (чувствуете разницу в цифрах?) с одной лишь целью — разгрузить аэропорты восточного побережья. И что? И ничего! Все осталось на своих местах. Денвер пустой стоит. Остальные как и были — под завязку. Есть сеть сложившихся потоков. И с этим приходится считаться. Поэтому разговоры о том, что новый аэропорт будет в ближайшее время загружен больше, чем существующий, мягко говоря, в пользу бедных. В авиаперевозках существует ведь еще одна очень интересная цифра. Это коэффициент подвижности населения. Соотношение между перевезёнными пассажирами и всеми жителями конкретного города или страны в целом. Чем выше уровень жизни населения, тем выше этот коэффициент. Иными словами – чем выше доход человека, тем чаще он летает самолётами и вообще передвигается по планете. Цифры эти очень показательны. Судите сами: в Америке это соотношение составляет 2,7, в Европе от 1,7 до 1,9, в России 0,36, а в Омске 0,11. Выводы очевидны. Пока в городе сохраняется подобный уровень жизни, о каком новом аэропорте может идти речь? Наша Фёдоровка в том варианте, в котором её видит руководство области, напоминает мне карикатуру из журнала «Крокодил» советских времён. На фоне деревенских развалюх стоит крытый стадион размером с Лужники. Строитель радостно рапортует начальству, что вот, мол, построили, одна только проблема – жителей трех окрестных деревень хватает только на два первых ряда.
— Если принять ваши аргументы, то тогда совершенно непонятно, что заставляет власти идти по самому убыточному и бессмысленному на сегодняшний день пути?
— Строительное лобби. Земли вокруг существующего аэропорта уже давно проданы, проданы под обещание, что самолеты здесь не будут летать уже в 2008 году. Сегодня строительные компании в условиях кризиса несут убытки – земля давно куплена, а строить нельзя. Их интересует только свой бизнес. Будущие торговые и развлекательные центры, элитное жильё, все то, что в будущем будет приносить им прибыль. Они бизнесмены, они считают свои деньги. Это понятно. А поскольку в большинстве своем это бизнес не омский, поэтому судьба аэропорта им абсолютно не интересна. Они требуют от продавца товар, за который уже заплатили. Все очень просто.
"Время омское":Сегодня стало известно, что суд первой инстанции признал незаконной продажу части земель омского аэропорта. Три земельных участка на охраняемой территории аэропорта были проданы компанией «Антей» незаконно, это решение суда было принято согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ. Теперь земли, проданные компанией «Антей», должны быть возвращены собственнику, которым пока все ещё является государство.
— И очень грустно, разве нет?
— Знаете, я оптимист, причем довольно безудержный. (Смеется). Новый аэропорт в Омске обязательно будет. Лет через 30. Когда к этому будут все предпосылки — и социальные, и экономические. Вернее сказать, в Омске будет два аэропорта. Нынешний и новый. Омск-Центральный станет портом для бизнес-авиации, а вот дальнемагистральные рейсы будет принимать и отправлять новый комплекс аэропорта, на новом месте. И это будет не Фёдоровка…
P.S.
Вчера наблюдал по 12-му каналу гнусный пасквиль на Сергея Федоровича Круглова. Добротное дерьмо вылитое ушатом. Удивляться совершенно нечему. Так у нас сложилось: чем лучше ты работаешь, тем больше на тебя выльют того самого дерьма. Все мы в этой жизни встаем перед выбором. Как жить и кем быть? Либо жить жополизом в достатке, или делать свое дело, отстаивать свои убеждения, за что нести свой крест, пытаясь остаться порядочным человеком. Я знаю его много лет. В начале 90-х меня познакомил с ним старый товарищ. В то время были серьезные проблемы с авиабилетами, и я, грешный, неоднократно обращался к нему с просьбами помочь с билетами, так как в разъездах был постоянно. Круглов помогал всегда и никогда, подчеркну, никогда ничего за это не брал. А на дефиците авиабилетов тогда наживались многие. Убежден, что Круглов — отличный хозяйственник, это видно по нашему аэропорту, который из страшной конюшни советского периода превращается в аэропорт вполне приличного уровня. Он бы сделал все быстрее. Но я знаю, как ему мешали строить, пуская в ход все самые изощренные методы.
А вышеназванные пасквили рождаются просто. Я сам столкнулся с этим в бытность моего руководства телекомпанией ОТВ-3. Не буду называть фамилию чиновника областного правительства, так как он умер, который во время очередного витка борьбы за Омский аэропорт вызвал меня и вручил папку с материалами на Круглова. Данный чиновник потребовал, чтобы все это дерьмо вылилось в эфир управляемого мной телеканала. Причем сам чиновник был согласен с тем, что все материалы в его папке — чушь собачья. «Но, так надо», — сказал он. Я отказался, и меня быстро отстранили от управления телеканалом. И, слава Богу. Не то что я такой честный, а просто не хочется быть гнидой. Выбор у каждого свой.
Понятно, что Круглов после передачи акций аэропорта Областному правительству уйдет. Или его выкинут, как пса шелудивого, за строптивость, за порядочность и прочие заслуги, коим цена сейчас копейка. Можно радоваться, что не убили в течение длительного периода этой странной войны за Омский аэропорт.
Уверен, что нам еще сообщат о том, что он там чего-то украл или перевел, отвел или отложил. На любого директора у нас всегда можно что-то найти, ибо жить по закону в беззаконной стране нельзя, как нельзя жить по уставу в армии.
Убежден, что нового аэропорта в Федоровке не будет.
Будет новый директор аэропорта, который направит в нужное русло финансовые потоки. Земли вокруг аэропорта продадут в нужные руки. Федоровка окончательно уйдет в небытие. Одним порядочным человеком станет меньше. Всем сестрам по серьгам.
Вопросы, которые возникают по факту решения нашего Президента, типа, — а как насчет борьбы с коррупцией и прочая — можно свернуть трубочкой и забить себе в … пардон, в портмоне. Многие люди были потрясены этим решением. Но… что свершилось, то свершилось. Выводы делайте сами.
За сим свидетельствую, что Сергей Федорович Круглов — честный и порядочный человек. Это мое личное мнение, как и все вышеизложенное.
Источник: "Время омское":