В отличие от западных коллег по показателям объемов перевозок Россия остается в зоне роста. Наш рынок был одним из самых быстрорастущих, поэтому и остановить его сложнее»

В отличие от западных коллег по показателям объемов перевозок Россия остается в зоне роста. Наш рынок был одним из самых быстрорастущих, поэтому и остановить его сложнее"

Гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак

— Насколько мировые тенденции на авиарынке находят отражение в России?



— Авиационный рынок уже стал настолько интернациональным, что остаться в стороне от общих трендов развития невозможно. Все дело в скорости тех изменений, которые происходят. Например, цены на топливо у нас снизились не так сильно, как в зарубежных странах, поэтому издержки российских авиакомпаний остались высокими. Спад спроса на авиабилеты, конечно же, чувствуется и у нас: если еще летом темпы роста пассажиропотока составляли около 20% к прошлогодним значениям, то сегодня они ниже — всего 12-13%. Однако в отличие от наших западных коллег по показателям объемов перевозок Россия остается в зоне роста. Наш рынок был одним из самых быстрорастущих, поэтому и остановить его сложнее.

— Будут ли российские перевозчики снижать цены на билеты?

— Конечно, авиакомпании будут пытаться удерживать спрос, в том числе и своей ценовой политикой, это вполне разумно. Но происходить это будет очень медленно, поскольку вышеназванные тенденции у нас пока проявлены не очень сильно. Я думаю, что если бы цены на топливо повсеместно в России снизились хотя бы на 30%, а также если другие провайдеры услуг для авиакомпаний, в первую очередь аэропорты, также снизили свои расценки на 30%, то снижение цен на билеты в размере 15-20% могло бы стать реальностью уже после Нового года. В существующих условиях билеты могут подешеветь максимум на 3-7%. В то же время сейчас наблюдается снижение объема продаж на большую глубину: люди реже приобретают билеты заранее. Возможно, решение этой проблемы перевозчики будут также решать за счет снижения цен на некоторые свои тарифы. Не следует забывать также, что в России сейчас идет массовый вывод из эксплуатации самолетов советского производства, но западных самолетов в таком количестве в страну не приходит. Таким образом, на нашем рынке все еще присутствует некоторый дефицит провозных мощностей, который отнюдь не способствует снижению цен на авиабилеты.

Читайте также  Правила игры

— Как это отразится на финансовом состоянии авиакомпаний?

— Объективное снижение спроса на авиационные услуги, разумеется, не сулит ничего хорошего перевозчикам. Но если цены на топливо и тарифы авиакомпаний будут снижаться сбалансировано, то по крайней мере сохранить свой прежний финансовый результат будет вполне возможно. Сейчас более важно для финансового состояния перевозчиков претворение в жизнь заявленных мер господдержки авиарынка — прежде всего, предоставление отсрочки по таможенным платежам и получение кредитов по приемлемым ставкам хотя бы в утвержденном объеме 30 млрд руб. Если эти решения так и не будут реализованы, то многим авиакомпаниям не удастся пережить зиму. И говорить о снижении цен на авиаперевозки будет не вполне уместно.

Источник: Коммерсант

Интервью взял Алексей Ъ-Екимовский