Небо над Москвой снова затянулось

Как стало известно «Ъ», на прошедшем во вторник заседании правительственной комиссии по транспорту под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича заместитель главы Минтранса Валерий Окулов сообщил, что сроки ввода ЦУП Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД) во Внуково вновь перенесены — с декабря 2014 года на июнь 2015 года. В аппарате вице-премьера уточнили, что «по ЦУПу было поручено определить график завершения работ», а «участники заседания отметили срыв ранее поставленных правительством сроков ввода в эксплуатацию и передачи функций по управлению воздушным движением».

МЦ АУВД во Внуково — новый ЦУП московской воздушной зоны, он обеспечит полеты 14 гражданских и 21 военного аэродромов. На конец 2012 года на строительство здания и установку оборудования было затрачено около 1,5 млрд руб. В 2013 году в воздушном пространстве московской зоны обслужено более 790,5 тыс. воздушных судов (рост на 5,8% по сравнению с 2012 годом).

По словам источников «Ъ», ЦУП признан непригодным к вводу, поскольку не прошел приемочные испытания второй очереди. Они начались в августе, после того как госзаказчику (Росавиация) и заказчику-застройщику (Госкорпорация по ОрВД) удалось наконец согласовать с генподрядчиком (концерн «Алмаз-Антей») позиции по ряду технических вопросов. Но в ходе проверки в программном обеспечении был выявлен ряд несоответствий техническому заданию. Вчера в пресс-службе «Алмаз-Антея» уточнили, что правительственная комиссия поручила в течение двух недель представить согласованный график устранения замечаний и проведения дополнительных испытаний.

Вместе с переносом ввода ЦУПа откладывается и внедрение модернизированной системы воздушного движения, разработанной НИИ аэронавигации, причем как минимум до конца 2015 года. В аппарате Аркадия Дворковича пояснили, что возникло «большое количество замечаний от авиакомпаний». Минтрансу и Росавиации поручено доработать систему вместе с перевозчиками. По словам источников «Ъ», в конце августа «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Сибирь» протестировали новую систему и пришли к выводу, что ее ввод существенно увеличит время полетов, протяженность маршрутов и расход топлива. По оценкам «Трансаэро», дополнительные затраты авиакомпании составят до $50 млн в год. Официально перевозчики тему предпочитают не комментировать.

Читайте также  Через барьеры

По данным «Ъ», суть новой системы в организации зон ожидания по географическому принципу: аэропорт должен отдавать приоритет посадки самолетам, прибывающим в их зону ответственности. Для Домодедово — это восток и юго-восток, для Внуково — запад и юго-запад, для Шереметьево — север и северо-запад. Протест перевозчиков уже поддержала Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). Ее руководитель Владимир Тасун в письме Валерию Окулову поясняет, что, по расчетам разработчиков системы, цена авиабилета вырастет только на 150 руб., но при условии использования маршрутов, «не предусмотренных, по мнению АЭВТ, российским и зарубежным авиационным законодательством». В АЭВТ считают, что следует отказаться от доработки системы и просто создать новую.

ЦУП и сама система воздушного движения функционируют в нынешнем виде несколько десятилетий, отмечает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий, и их обновление «объективно назрело». Но для достижения «ощутимого результата» к разработке нужно привлекать авиакомпании, добавляет он. По мнению эксперта, правильно выстроенная аэронавигация может «заметно сэкономить и без того огромные расходы перевозчиков, что особенно актуально в нынешней ситуации в отрасли». В то же время, добавляет Алексей Синицкий, замедление роста перевозок отчасти снижает остроту проблемы, давая время на ее решение.

Источник: Коммерсантъ