Росавиация спасает аэропорты от Минэкономразвития

Среди чиновников разгорелся спор по поводу ставок аренды на землю для аэропортов. Росавиации не понравился проект приказа Минэкономразвития, предлагавшего зафиксировать ставку аренды для каждого федерального округа, а помимо этого сделать стоимость аренды разной — для взлетно-посадочных полос одну, а для парковок, например, другую. В Росавиация с предложениями ведомства Эльвиры Набиуллиной и предложили свой вариант подсчета арендной платы.

Как объяснил «Известиям» гендиректор ассоциации «Аэропорт» (объединяет 250 российских и зарубежных аэропортов) Виктор Горбачев, сейчас арендная ставка за землю для аэропорта составляет 1,5% от его кадастровой стоимости. Со всех аэропортов должно поступать около 2 млрд рублей в год.

Но 1,5% от кадастровой стоимости для многих аэропортов оказывается слишком высокой ставкой. Дело в том, что некоторые из них находятся в черте города (например, в Сочи, Ростове или Омске), где земли стоят дорого.

— Аэропорт Сочи должен заплатить в год такие деньги, которые он не заработает и за 3–5 лет, — возмущается Горбачев. Если исходить из расчета ставки на основе кадастровой стоимости, то сочинский аэропорт обязан платить 212 млн рублей в год. Это сравнимо с его доходом за прошлый год, а два предыдущих года аэропорт вообще сидел в убытках.

Обычно руководству аэропортов удается договориться с региональными властями о льготах (деньги за аренду земли идут в местные бюджеты). В марте Минэкономразвития решило навести порядок в этом хаосе, когда каждый как может, так и договаривается. Министерство предложило отделить аэродром от прочего аэропортового хозяйства. Причем если для взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и мест стоянки самолетов предлагались достаточно либеральные ставки (0,08 руб./кв. м для Уральского до 1,17 руб./кв. м для Центрального федерального округа), то аренда земель под аэровокзалами и стоянками автотранспорта (то есть местами, приносящими большую прибыль) должна быть во много раз больше.

Читайте также  Мы не доверяем инспекторам Госавианадзора - транспортный прокурор

Росавиацию это не устроило. В ответном письме в Минэкономразвития Росавиация предложила свой вариант ставок. Авиационщики отказались от деления аэропортов по округам, а при расчете ставок аренды предложили руководствоваться только размером пассажиропотока. По версии Росавиации, повышенная арендная плата на земли под аэровокзалами или автостоянками должна устанавливаться лишь для самых крупных аэропортов, которые обслуживают не менее 1 млн человек в год. В ведомстве полагают, что только там есть возможность развить «неавиационные виды деятельности». То есть получить прибыль от использования стоянок, а также магазинов и кафе, расположенных в аэропорту. Причем даже здесь максимальная ставка, по мнению Росавиации, не должна превышать 0,308 руб./кв. м. Минэкономразвития предлагало брать с операторов аэропортов в ЦФО по 234,11 руб./кв. м за земли под стоянками, то есть в 760 раз больше.

Для сравнения двух вариантов можно привести предварительный расчет арендной платы такого аэропорта, как Сочи. Он занимает площадь около 3,6 млн кв. м. По варианту Минэкономразвития ему пришлось бы платить около 56,4 млн рублей земельного налога, а по методике Росавиации — всего 291,5 тыс. рублей.

Предложения Минэкономразвития не раз становились объектом критики со стороны как представителей самих аэропортов, так и независимых экспертов. Ведь дополнительная нагрузка на аэропорты неизбежно трансформируется в увеличение сбора за взлет-посадку с авиакомпаний. А увеличение сбора хотя бы на 50% может в итоге обернуться 20-процентным увеличением цен на авиабилеты, уверен глава аналитического агентства Infomost Борис Рыбак.

Источник: Известия