На взлетной полосе объявлен общий сбор

В ближайшие полгода должна измениться схема определения арендной платы за аэродромы, арендуемые аэропортами у государства. Вместо фиксированной ставки или процента от операций за взлет-посадку Минэкономики предложило рассчитывать платежи по специальной формуле, учитывающей госинвестиции в аэродромное имущество. Операторы аэропортов говорят, что если закон примут, то придется резко увеличить сборы с авиакомпаний.

Минэкономики разработало новую методику определения арендной платы за пользование федеральным аэродромным имуществом (находится в госсобственности и арендуется операторами аэропортов). По новым правилам ставки будут рассчитываться по специальной формуле, учитывающей три составляющие: величину оценки капитальных вложений в создаваемое имущество аэродрома, сроки окупаемости и доли капитальных вложений, возмещаемых за счет поступления арендной платы. Госдума рассмотрит законопроект 22 октября.

До сих пор арендные ставки в российских аэропортах рассчитывались в индивидуальном порядке. Источник, близкий к ФГУП "Администрация гражданских аэропортов" (собственник аэродромов 59 российских аэропортов из 315 существующих), пояснил "Ъ", что сейчас стоимость аренды аэродромного имущества определяется независимым оценщиком. После согласований с Минтрансом, Росавиацией и Росимуществом заключается договор с оператором аэропорта и ФГУПом. Собеседник "Ъ" отметил, что эта методика вызывала "множество вопросов у операторов и в целом не совсем их устраивала".

Наибольшие споры вызывали ставки аренды аэродромов в крупнейших аэропортах страны — московских, где платежи устанавливаются по двум схемам. Шереметьево и Домодедово арендуют аэродромы по фиксированной ставке — 210 млн руб. в год по договору до 2051 года и 410 млн руб. в год до 2073 года соответственно. Внуково платит меньше Домодедово и Шереметьево, поскольку оператор аэропорта проводит реконструкцию находящихся в ведении ФГУПа перронов и рулежных дорожек. Ставка во Внуково — 10% выручки от аэропортового сбора по операциям взлет-посадка, что в 2013 году должно составить 120 млн руб.

Читайте также  Алексей Старостин,генеральный директор ОАО «Международный аэропорт "Казань"»: «Как сейчас подстраховаться пассажирам? Пользоваться услугами сознательных авиаперевозчиков»

Как пояснили "Ъ" в Минэкономики, сейчас ставки по договорам аренды аэродромов могут пересматриваться раз в год. Если законодательство изменится, то договоры надо будет приводить в соответствие с новыми правилами, пояснил представитель министерства. Старший юрист адвокатского бюро "Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры" Лина Тальцева подтвердила, что если изменения внесут в федеральный закон, то условия ранее заключенных договоров (в том числе Домодедово и Шереметьево) будут скорректированы в одностороннем порядке.

Представители крупнейших региональных аэропортов отказались комментировать предложения Минэкономики. Также поступили в Домодедово, сославшись на необходимость экономического анализа проекта. В Шереметьево заявили, что считают "оптимальной" действующую схему, а новая вынудит аэропорт повысить сборы за взлет-посадку, что негативно отразится на расходах пассажиров и снизит их мобильность.

Совладелец Внуково Виталий Ванцев также считает, что предлагаемый вариант сбора арендных платежей приведет к росту тарифов для авиакомпаний и удорожанию авиабилетов. По подсчетам господина Ванцева, ставка для Внуково может вырасти в шесть с половиной раз, хотя пока не ясно, как ФСТ будет согласовывать тарифы, учитывая разный объем инвестиций в аэропорты. Всего на модернизацию московских аэродромов предусмотрено 53 млрд руб. бюджетных средств (всем остальным аэропортам страны выделят 23,7 млрд руб.). Как будут распределяться бюджетные деньги между аэропортами, пока не определено.

Источник: Коммерсантъ